ТАРНОРУДА

ЗБРУЧ ріка єдності!

Вітаю Вас Гість • Реєстрація • Вхід • RSS
Субота, 23.11.2024, 09:50
Головна » 2012 » Червень » 24 » Водный поход по рекам Збруч и Днестр от Подволочиска до Хотина
12:58
Водный поход по рекам Збруч и Днестр от Подволочиска до Хотина

Водный поход по рекам Збруч и Днестр от Подволочиска до Хотина  223 километра Апрель 2011года

Интересы туристов-водников разнообразны. Одним нужна быстрая и порожистая река, другим неважно, какая река, лишь бы маршрут пролегал в глухих и ненаселённых районах, третьим принципиальна новизна маршрута, четвёртые «разрываются» между походом и рыбалкой, пятым «пофиг куда идти», лишь бы компания была хорошей и т. д.
Поход по Збручу хочется выделить в особую категорию, и понравится он всем, но, особенно, тем, кому интересна история и краеведение. В описаниях маршрута в Интернете встречается такая фраза: « по Збручу проходила граница Османской империи и Речи Посполитой». Именно поэтому ни на одной реке не встречается столько крепостей и замков, как на Збруче. Вторая мировая война хоть и не обошла Збруч стороной, но и не оставила больших разрушений в населённых пунктах, стоящих на реке, поэтому там можно встретить множество памятников старины. А ещё Збруч был границей между Восточной и Западной Украиной. И самое удивительное и ужасное, что эта граница продолжает существовать в памяти и сознании людей. Для нас, жителей РБ, особенный интерес представляет природа долины реки Збруч, её высокие скалистые берега и, особенно, заповедник Медоборы. На маршруте по Збручу нельзя спешить, иначе очень много интересного останется незамеченным. Жемчужиной похода будет экскурсия в Хотинскую крепость. Ну, а если вы сумеете выкроить один день для знакомства с городом Каменец-Подольский, то наверняка уедете с желанием вернуться.



Начинать маршрут по Збручу лучше всего от г.п. Подволочиск. По-украински – Пiдволочиськ с ударением на букву И. Добирались мы поездом Минск-Львов. Прибыл поезд во Львов рано утром, и у нас оставалось время для двухчасовой экскурсии по городу. Из Львова много прямых поездов до станции Подволочиск. Можно добираться и пригородным поездом, но с пересадкой в Тернополе. До реки от станции Подволочиск вдоль железной дороги не менее полутора километра, поэтому лучше нанять микроавтобус и выехать на нём к мосту на дороге Тернополь – Хмельницкий. Там просторная площадка, капитальный навес от дождя со столиком, удобный подход к воде. Здесь же стоит памятник в виде пограничного столба, ведь тут проходила граница между СССР и Польшей, к которой после советско-польской войны 1920 года отошли земли Западной Украины.

Формально это памятник жертвам голодомора (правда не совсем понятно, почему памятник жертвам голодомора стоит на территории, где ни голодомора, ни советской власти не было). Но на памятнике есть другие детали, которые подчёркивают разницу между восточными и западными территориями Украины: с западной стороны от пограничного столба вспаханное поле и колосья, а с восточной - колючая проволока.


Отчалили в 18 часов, прошли около 3х км и остановились на правом берегу на ночлег. Твёрдый ровный берег, дрова в прибрежных зарослях ивовых кустов и деревьев. Единственное неудобство – вязкое илистое дно, что, впрочем, будет на большей части маршрута.
Дальше река течёт по равнине, берега густо заросли ивовыми кустами и деревьями, которые местами сильно уменьшают свободное пространство. На 6-м километре один завал разобрали, второй пришлось обнести. На подходе к деревне Тарноруда русло реки спрямлено и представляет собой обводной канал Тарнорудского водохранилища, которое тянется по левому берегу за дамбой. На 15-м километре прошли через центральный пролёт мост-плотину в деревне Тарноруда. Можно найти удобное для стоянки место ниже плотины, а дальше хороших мест для стоянки нет. Течение быстрое, без труда можно держать скорость 8-9 км/час. В деревне Малая Лука металлический пешеходный мостик. На 24-м километре справа обрывистый берег с выходом известняковых пород, в начале этого берега родник, а метров через 150 площадка, удобная для стоянки.



На 27-м км проходим мимо высокого террасированного берега поросшего лиственным лесом, а вскоре начинается подпор водохранилища. Сначала заболоченные берега, потом правый берег твердый, но подход к нему затруднен, а в конце 28-го километра есть удобное для высадки и стоянки место. Такие места встречаются несколько раз и дальше. На 34-м километре обнос плотины. Ещё одна плотина на 42-м километре перед городом Сатанов. От неё видна крепость и город. В городе, на самом берегу неплохо сохранившаяся турецкая крепость. Осмотрели крепость, пополнили запас продуктов, пошли дальше.



По левому берегу тянется город, видно старинное здание синагоги, а чуть дальше на высоком левом берегу старинное еврейское кладбище. На 45-м километре обнесли ещё одну плотины в Сатанове по правому берегу. На 48-м километре обнос водоподъёмной плотины перед входом в заповедник Медоборы. Отсюда идет частичный отвод воды для каскада декоративных прудов на территории санатория. В 500 метрах ниже плотины обнос низкого мостка.
Прошли санаторий. Один из корпусов санатория построен прямо вплотную к реке. На террасах корпуса и в окнах видны в большом количестве флаги и гербы республик бывшего СССР, бюсты и портреты Ленина, Маркса, плакаты и тому подобные предметы.




На территории заповедника берега реки высокие и часто крутые, покрытые красивым лиственным лесом. Течение в реке быстрое мощное, глубина нередко свыше полутора - двух метров. Во многих местах продвижение затруднено множественными препятствиями в виде завалов, торчащих из воды в разном количестве и в разном направлении коряг, упавших в воду деревьев и низко наклонившихся к воде деревьев, кустов, веток. Проходить такие препятствия при скорости течения 4-6 км/час труднее и опаснее, чем камни, перекаты и шиверы. Сложен и опасен участок реки выше моста, соединяющего деревни Крутилов и Крынцалов. Тут река делится на рукава и в каждом из них свой ассортимент препятствий. Наиболее безопасный и удобный способ прохождения – проводка. Но и дальше река не даёт расслабиться. Весь путь по заповеднику – это борьба с препятствиями, течением, быстринами, и так продолжается до самого выхода из заповедника, до 67-го километра. Пройти за ходовой день заповедник нам не удалось, поэтому мы остановились на ночлег в заповеднике, что по понятным причинам было нежелательно. Ещё в начале заповедника на территории, прилегающей к санаторию, мы видели плакат, который жёстко регламентирует пребывание человека на заповедной территории. По имевшимся у нас сведениям, недалеко от берега реки, слева, на траверсе деревни Иванковцы находится огромная искусственная пещера на месте бывшей каменоломни, но мы её не нашли (правда, не особенно и искали).
На 70-километре очередной обнос низкого мостка. На 76-м километре по левому берегу заброшенная железнодорожная станция, а рядом лежащий на воде подвесной пост, проводка. Прошли Гусятин, за Гусятиным начинается водохранилище. По левому берегу тянется грабовая роща, пологий твёрдый берег с удобными выходами. При высокой воде можно без труда подойти к нему, но при не очень высокой воде акватория водохранилища разделена длинной полоской плотно растущих водяных растений и даже кустов, поэтому подход к левому берегу значительно затруднён. Правый берег в верхней и средней части водохранилища высокий, крутой и с полосой водной растительности, поэтому для стоянки неудобен. Примерно за километр до плотины правый берег понижается, береговая линия очищается, и там мы остановились на ночлег.



Около километра прошли по водохранилищу и сделали обнос плотины. Перед деревней Шидловцы река перегорожена плотиной, направляющей воду в мельничный канал, но река сделала слева S-образную промоину и основная масса воды идет в эту промоину. Дальше река выходит на луг и делится на два рукава. Основная масса воды идет в правый рукав, но более лёгкий для прохождения левый, в него мы и пошли. Ниже деревни идет участок реки с быстрым течением. На 103-м километре, после деревни Зелёная справа тянется высокий обрывистый берег с выходом известняковых пород, а по подножью тянется терраса, по которой идёт тропа и где можно встать на привал. Потом берег понижается и на нём появляется грабовая рощица, где можно остановиться. Похожие места имеются на 106 км слева, перед деревней Сокиринцы. В деревне Сокиринцы сероводородный источник. 118 км - обнос плотины перед деревней Жабчинцы.
126 км – подошли к подножью замковой горы в посёлке Скала-Подольская. Замок находится на правом берегу, в нем сохранились стены, подвалы, сторожевая башня. У входа в замок курган с памятником и фамилиями погибших в борьбе против советской власти. Если посмотреть на дату гибели (1944 г), нетрудно догадаться, чью форму носили некоторые из народных героев.



Осмотрели замок, сходили в магазин, пополнили запас продуктов. 135 км – обнос плотины водохранилища в деревне Пятничаны.



139 км – порог на месте разрушенной мельничной плотины.



Чем ближе к устью, тем красивее берега, речка чистая, быстрая, дно твёрдое, вот только дров маловато. На 143-м километре маршрута наше внимание привлёк памятник и возвышающийся рядом флагшток с государственным флагом, стоящий в средней части крутого склона на правом берегу. На памятнике плита с фамилиями погибших «от рук НКВД» и стихи. Главная трагедия в том, что в одном государстве и в одном народе часть людей считает погибших бандитами-бандеровцами, а часть национальными героями. 151-й километр – в деревне Подпилипье подвесной мост и несложный порожек. На 161-м километре прошли самое крупное водохранилище и сделали обнос самой высокой плотины. Тянулось водохранилище километров шесть. 167 км – порожек, деревня. Хорошее и красивое место для стоянки на 170-м километре. На 173-м километре у деревни разрушенная мельничная плотина, которую надо проходить по правому сливу. На высоком и крутом левом берегу стоит полуразрушенный замок. На 177-м километре остановились на ночлег на правом берегу. Красивая и идеально ровная поляна, окаймленная высоким берегом, быстрое течение реки, каменистое дно.


181 км – прошли порожек на месте разрушенной плотины. 187 км – прошли очередное водохранилище и сделали обнос плотины перед деревней Кудринцы. После плотины проходим перекат, а на правом высоком берегу возвышаются руины замка с башней в виде трезубца. 194 км- обнос плотины в деревне Завалье. При прохождении деревни Завалье на высоком левом берегу (ближе к концу деревни) можно заметить табличку: это вход в знаменитую пещеру «Атлантида».



К сожалению, нам не удалось посетить её по самой банальной причине: смотритель уехал и увёз ключ. 205 км – порожек, 208 км – ещё один порожек, переходящий в перекат. На 210-м км – слева небольшой водопадик, под которым 5 лет назад мы принимали душ, и неглубокая пещера.



С 211-го километра берега понижаются, река успокаивается, становится полноводной, что говорит о приближении к устью. На 214-м километре по правому берегу очередное средневековое оборонительное сооружение в виде сторожевой башни. А потом река проходит под двумя мостами и сливается с Днестром. Днестр широк и неинтересен. Окончание похода у стен Хотинской крепости. Когда мы причалили, на навигаторе было 223 километра. Территория, на которой находится крепость, является заповедником, но нам разрешили переночевать под стенами крепости.



Вечером познакомились с хозяином кафе и сувенирной лавки, который нашёл нам транспорт для переезда в Каменец-Подольский. А на следующее утро была экскурсия в крепость, потом мы переехали в Каменец-Подольский, сдали вещи в камеру хранения и еще целый день гуляли по старому городу и крепости, чеканили монеты, стреляли из лука и просто пили пиво.


Мы заранее купили билеты на поезд К.-П. – Киев на 01.45 до Винницы и от Винницы до Минска, и в 23.10 того же дня были в Минске.


PS Если вам нужен транспорт из Хотина в Каменец-Подольский (на ж/д вокзал), то звоните хозяину 16-местного микроавтобуса по телефону +380679884319 - Владимир, +3800662279042 Александр

Журавлёв В.В.
Фото: Селюн А.А. , Богданович Н.Е.



Категорія: На сайтах про Тарноруду | Переглядів: 1133 | Додав: mayherav | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]